Как подтвердить понятие "Инновационная продукция"

Содержание

Критерии определения инновационного продукта

Популярность инноваций в системе государственного управления

Инновации в отдельных отраслях и социальной сфере

Какую поддержку стоит ожидать от государства

Оценка инноваций по степени новизны, востребованности

Субъекты и объекты инноваций

Поддержка инноваций со стороны государства требует от предпринимателей понимания, как подтвердить понятие инновационной продукции, что является новшеством для госорганов. Наличие соответствующих сертификатов заметно упрощает процедуру, но до момента их получения тоже может возникать потребность в субсидировании, оформлении налоговых льгот, иных официальных методов стимулирования развития инновационности в малом и среднем бизнесе.

Критерии определения инновационного продукта

По российским законам понятие инновационного продукта определяется как «конечный результат внедрения опытно-конструкторской или научно-исследовательской разработки в области выпуска новых видов продукции, появления усовершенствованных технологий производства».

Товар/услуга могут признаваться инновационными, если соответствуют критериям:

  • Оформление в виде изобретения, промышленного образца, с получением патента, лицензии, иного документа, подтверждающего авторство, уникальность. Объекты интеллектуальной собственности попадают под охрану государства только после оформления соответствующих бумаг.
  • Подтвержденное экспертами положительное влияние на уровень отечественного научно-технического, технологического развития. Точных показателей здесь нет, поэтому региональные власти решают вопрос по собственному усмотрению.
  • Продукция обладает улучшенными характеристиками по сравнению выпущенной ранее или полностью уникальна (нет аналогов).

Подтвердить инновационный статус можно еще на этапе проектирования. Но для этого понадобится та же экспертная оценка, что и при обследовании опытных образцов товара или иного изучения готовой к реализации продукции.

Разобраться, как подтвердить понятие инновационной услуги или товара проще, если обратиться к профильным специалистам. На этапе консультации можно определить, какие элементы проекта стоит лицензировать (торговая марка, фабричный знак, наименование и промышленная модель). Подобный подход позволяет заметно сократить трату времени и средств.

Популярность инноваций в системе государственного управления

Наличие утвержденного плана развития инновационных технологий вынуждает вносить изменения и в саму систему государственного управления. Для этого предусмотрен целый перечень мероприятий по мониторингу эффективности действующих нормативов, списка перспективных направлений развития.

Процесс внедрения инновационных проектов на уровне местных госорганов происходит по следующей схеме:

  • Поиск момента, когда необходимо принятие решения о старте выполнения проекта (ранее утвержденного, но замороженного).
  • Определение ключевых целей, критериев успеха проекта, составление рабочих схем их достижения.
  • Налаживание системы координирования действий исполнителей, направленных на исполнение запланированного.
  • Выявление точек корректирующего воздействия со стороны руководства, периодов расчетов промежуточных итогов.

В процессе и по итогам реализации проектов составляется отчетная документация. В ней должны содержаться измеряемые результаты проведенных преобразований, подробное резюме о степени внедрения запланированных показателей, необходимости проведение ряда дополнительных работ.

Иногда отчеты могут содержать информацию о досрочном сворачивании проекта, как малоэффективного. Планируемые результаты обычно имеют цель ускорить и упростить продвижение инновационных коммерческих проектов, поэтому на инновации в системе государственного управления делается определенная ставка.

Инновации в отдельных отраслях и социальной сфере

Органы власти тесно взаимосвязаны с предприятиями социальной сферы. Последние без государственного/муниципального финансирования практически не функционируют. Для улучшения качества оказываемых услуг государство стимулирует появление инноваций в этом направлении.

Инновации в социальной сфере обладают следующими признаками:

  • Появление новых видов экономических отношений, например, компаний частно-государственной принадлежности.
  • Предоставление в распоряжение предприятий социальной направленности новых технологий, материалов, высокотехнологичной техники.
  • Переход на интенсивное использование услуг аутсорсинговых компаний.
  • Применение уникальных методов управления.
  • Включение в бюджет целевых программ, направленных развитие социализации.

Сюда же стоит добавить привлечение гражданского общества к контролю работы отрасли социальной сферы, разработку новых схем санитарной очистки территорий. Практически в любом направлении деятельности социальных служб можно предлагать коммерческие проекты. Помимо прямого влияния на качество их работы, это могут быть аутсорсинговые компании, способные взять на себя часть функциональных обязанностей.

Если подходить к решению вопроса со стороны повышения продуктивности, наиболее перспективным становится создание целого ряда предприятий малого/среднего бизнеса. С учетом приоритетности в субсидировании индивидуального предпринимательства такой подход позволит получить максимум льгот от государства. Главное, еще на этапе работы над проектом учесть текущие законодательные нормы и возможности, предоставляемые законами РФ.

Какую поддержку стоит ожидать от государства

Простейшим вариантом продвижения инновационного проекта является поиск инвестора или группы инвесторов. Но и для этой работы понадобятся ресурсы, например, волонтеры или иные лица, готовые заниматься поиском денежных средств. Со стороны госорганов подобное финансирование обычно затруднено, т.к. свободные активы требуется сначала заложить в бюджет и только потом появляется возможность их передачи кому-либо.

Зато федеральным/муниципальным властям открыты иные пути продвижения:

  • Предоставление налоговых льгот, сборов, таможенных платежей.
  • Бесплатное обучение специалистов (повышение квалификации).
  • Информационная поддержка.
  • Содействие разработке проектной документации.
  • Формирование спроса на инновационную продукцию.
  • Поддержка экспорта.
  • Беспрепятственное участие в государственных закупках.

В зависимости от реальных потребностей инновационной компании достаточным может быть безвозмездное подключение к коммунальной инфраструктуре, подаче инициативы принятия на государственном уровне необходимых целевых программ. Если же проектом было получено прямое финансирование в виде денежных средств, понадобится в полном объеме отчитаться по освоению субсидии.

Получение льгот обычно предполагает лишь необходимость подтверждение статуса как «инновационной компании» или «инновационного продукта». Но за деньги, полученные на раскрутку новшества, нововведения, инновации, придется предоставить подробный отчет по целевому расходованию средств. Не все предприниматели учитывают подобные требования, поэтому надо быть внимательным. Еще лучше обратиться к компетентному специалисту. Если не за сопровождением, так за квалифицированной консультацией.

Оценка инноваций по степени новизны, востребованности

Приоритеты в поддержке тех или иных инновационных проектов выстраивается исходя из актуальности предложенных нововведений, их востребованности рынком. Оценивают и уровень затрат на реализацию, необходимое время от старта до завершения проекта. Если предполагается прямое финансирование, запланированные мероприятия придется дробить на этапы согласно выделяемому бюджету государственным/муниципальным органам власти.

При подаче заявки на сертификацию инновационных продуктов стоит учитывать наличие четко обозначенных критериев. Не признаются в качестве инновации:

  • Изменения эстетического характера (цвет, декор, форма).
  • Незначительные технические изменения, не требующие переработки конструкции, не влияющие на ключевые параметры, стоимость товара.
  • Отсутствует сиюминутный спрос или предполагается достижение безубыточного производства по истечении определенного времени.

На рассмотрение принимаются запросы, с подтвержденной экспертами рентабельностью, востребованностью товара/услуги. Менее значимые проекты можно финансировать через коммерческие запросы инвестиций, с привлечением сторонних предприятий, в том числе в качестве исполнителей ряда работ, поставщиков сырья на льготных условиях.

При оценке степени новизны инновационных продуктов учитывают наличие аналогов или идентичных предложений на уровне отдельно взятого предприятия, региона присутствия, страны в целом, на мировом рынке. От результата будет зависеть возможность получения тех или иных видов субсидирования/льгот.

Субъекты и объекты инноваций

Понятие «субъект» и «объект» инновации тесно завязаны на стремление государства защитить предпринимателей от кражи или копирования идей. Под субъектом в таком контексте понимаются заказчики товара/услуг, поставщики сырья/ресурсов, исполнители работ, предписанных инновационным проектом. Сюда же относят потребителей.

Под объектом же понимаются новшества, воплощенные в товарах, услугах. За счет таких нововведений продукт признается инновационным. Их и приходится защищать в первую очередь. Правовая охрана заключается в следующем:

  • Регистрация изобретений, фирменных наименований, товарных знаков.
  • Четкое определение, когда продукт инновации считается созданным.
  • Построение системы конфиденциальности, включающая право на «ноу-хау» или защиту от неправомерного вмешательства третьих лиц.

Практически любая коммерческая, организационная, производственная информация будет защищаться по желанию правообладателя. Помимо требований о лицензировании, есть возможность обеспечивать сохранение тайны незащищенных подобным образом бумаг. Именно на это и направлены нормативные акты, предписывающие алгоритм привлечения к ответственности за несоблюдение режима коммерческой тайны.

Подготовиться к сертификации, пройти эту процедуру, получить в сжатые сроки ответы по субсидированию проще при участии в процессе опытного специалиста. Получить более развернутую консультацию можно, отправив заявку через форму обратной связи на сайте Некоммерческого Партнерства «Инновационный Центр Северо-Западного федерального округа». В процессе общения будет подобрано индивидуальное решение по имеющемуся проекту, включая помощь в разработке, проведении экспертной оценки.