Методы оценки эффективности инноваций

Содержание

Цели экспертной оценки инноваций

Проведение оценки инноваций

Оценка коммерческой эффективности инноваций

Оценка социально значимых результатов инноваций

Откуда берутся инновационные риски

Методы борьбы с инновационными рисками

Выбор эффективного подхода к оценке инноваций

Новые идеи генерируются с большим энтузиазмом. Ведь благодаря изобретению можно получить государственное финансирование, начать или развить собственный бизнес. Но перед подачей заявки на получение статуса инновационной компании, стоит обеспечить положительную экспертную оценку новшества. Существуют общепринятые методы оценки эффективности инноваций, лишь адаптируемые к текущим условиям.

Цели экспертной оценки инноваций

Предпринимательская среда относится к рискованным видам деятельности. Это первое и ключевое основание необходимости подвергать финансовой экспертизе любой план. Их реализация может оказаться малоэффективной в силу субъективных, объективных причин (неудачное территориальное расположение производства, низкий уровень компетенции наемного персонала, природные факторы).

Выделяют несколько основных критериев оценки:

  • Наличие четко обозначенной, измеряемой цели.
  • Продуманная стратегия предприятия, совпадающая с поставленной целью.
  • Предусмотренные маркетинговые исследования до старта проекта и в процессе его реализации.

Если проектная документация продумана должным образом, изолированная разработка способна стать родоначальником целого семейства продуктов, обладающих повышенным спросом. Еще следует учитывать возможность появления параллельно разрабатываемых инноваций, риски нарушения законодательных норм трудового, экологического права.

Причем проектируют документацию с учетом плановых изменений в нормативных актах, с учетом которых придется работать впоследствии. Столь глубокая проработка станет реальностью, если с первых дней к процессу подключить опытных специалистов.

Проведение оценки инноваций

Способ, выбранный для экспертизы инновации, зависит от направления деятельности предприятия. Существуют сферы, где инновации не так легко реализовать. Например, металлургия или автомобилестроение. Старый продукт способен оказаться слишком популярным, чтобы быстро уступить место на рынке более продвинутой продукции.

Помимо рентабельности, сроков окупаемости инвестиций, принято заострять внимание на следующих критериях:

  • Совместимость проекта с текущей политикой предприятия, включая долгосрочное планирование.
  • Оправданность изменений стратегии развития организации в финансовом плане.
  • Возможность роста компании в результате внедрения новшеств.
  • Степень влияния на устойчивость положения предприятия на текущем рынке.
  • Наличие признаков диверсификации рисков при запуске инновационного плана.

В финансовых расчетах учитывают, как предполагаемые затраты/прибыли от новинки, так и риски утраты прежних позиций в случае переключения внимания управленческого персонала на развитие инновационного направления. Проще всего реализуются проекты с привлечением имеющихся производственных, людских ресурсов. Запуск новых линий или полное переоборудование старых приводит к серьезным финансовым затратам, а иногда и временному простою предприятия.

Оценка коммерческой эффективности инноваций

Вариантов определения рентабельности инновационного проекта несколько. Здесь многое зависит от сложности плана, сроков его реализации, необходимости привлечения других субъектов (поставщиков, исполнителей, розничных сетей). Для технико-экономического обоснования лучше обращаться к компетентным в этом вопросе специалистам. Оценка экономической эффективности инноваций влияет на общее заключение экспертов.

Эксперты стараются придерживаться общепринятых критериев и изучают следующие показатели:

  • Чистый доход и его соответствие внутренней норме рентабельности.
  • Индекс прибыльности.
  • Период окупаемости.
  • Финансовая устойчивость при различных форс-мажорных ситуациях.
  • Коэффициент платежеспособности.
  • Коэффициент ликвидности.

Рассчитываются результаты по итогам внедрения проекта, отдельных периодов, включая динамические показатели в зависимости от сезонности, изменений законодательства, иных объективных факторов. Подобный расчет часто становится ключевым при поиске инвесторов, получении субсидий у государства, последующем составлении отчетности по целевому использованию средств. В вычислениях стоит учитывать вероятность изменений прибыльности в течение периода реализации проекта, риски получения убытков.

Оценка социально значимых результатов инноваций

При рассмотрении заявок на субсидирование инновационных проектов госорганы могут заострить внимание на наличие влияния на экологическую, социальную обстановку в том или ином регионе. Если проект предполагает общественный отклик, заметное влияние на социальную среду, требуется провести предварительную экспертизу его значимости. Для проектов локального масштаба это обычно не требуется, в них ограничиваются простым финансовым обоснованием.

Приоритетными направлениями в социальной сфере заведуют органы местной власти, они могут меняться в зависимости от рассматриваемого региона. Один из примеров:

  • Сфера туризма и гостиничного сервиса.
  • Рынок наружной рекламы и информации.
  • Рынок услуг дошкольного образования, медицинских услуг.
  • Розничная торговля.
  • Медицинские услуги.
  • Перевозка пассажиров наземным транспортом.
  • Бытовые услуги населению, включая жилищно-коммунальное хозяйство.
  • Общественное питание.

Подобный перечень имеется в каждом регионе страны, он корректируется в зависимости от степени наполнения отрасли действующими инновационными проектами, от наличия требований федерального правительства. Например, помимо появления новшеств могут стимулировать развитие конкуренции. Поэтому оценка эффективности инноваций при подготовке экспертного заключения сравнивается с запросами государства.

Откуда берутся инновационные риски

Разработчики проектной документации инновационных проектов стараются учесть любые вероятные риски провала. Рассматриваются факторы, препятствующие старту проекта или исключающие интерес инвесторов, а также способные привести к заморозке реализации из-за убыточности деятельности.

Примеры рисков, учитываемых при анализе:

  • Внешнеэкономические факторы – появление ограничений на поставки/торговлю.
  • Возникновение неблагоприятной/неопределенной политической ситуации.
  • Недоработка экономического законодательства в направлении предполагаемой по проекту деятельности.
  • Колебания цен, валютных курсов.

Принимаются в расчет и простые критерии: отсутствие нужного количества сотрудников с требуемым квалификационным уровнем, удаленность технических коммуникаций или затруднения с их прокладкой, несвоевременность поставок оборудования/сырья. Такие риски характерны для любой предпринимательской деятельности, инновации не являются исключением. Но встречаются и уникальные риски.

Типичные примеры:

  • Оригинальность. Перед запуском проекта надо убедиться, что подобной продукции действительно нет на рынке.
  • Информационная неадекватность. Рынок может оказаться неготовым принимать новый продукт. Иногда производственные образцы, демонстрируемые на выставке, становятся актуальными лишь через 5-10-15 лет.
  • Технологическая неадекватность. Не все технологии легко приживаются в текущих условиях, иногда приходится предварительно модернизировать производство или банально ждать повышения спроса.
  • Юридическая неадекватность. Отсутствие достаточной правовой базы для защиты интеллектуальной собственности. Преждевременный вывод товара на рынок может привести к его повальному копированию и потере рентабельности всего проекта.
  • Финансовая неадекватность. Проект требует чрезмерный объем денежных средств для полной реализации. Без коммерческих инвесторов подобные планы обречены на длительное простаивание вплоть до потери актуальности.
  • Неуправляемость. Без подбора квалифицированного управляющего персонала ни один проект не сможет выйти на запланированные позиции. Всегда найдется хотя бы один фактор, приводящий к потерям в скорости или рентабельности.

Грамотное же руководство проектом позволяет избежать большинства видов рисков. Для этого используется целый арсенал – уклонение, локализация, диссипация, компенсация.

Методы борьбы с инновационными рисками

Эффективно построенная система руководства позволяет своевременно выбрать один из способов избегания рисков. Если промежуточные результаты указывают на полный выход ситуации из-под контроля, на вероятные огромные убытки, метод уклонения становится приоритетным. Он означает возможность закрытия проекта или его модернизации, чтобы привести планы в соответствии с действительностью.

Метод локализации применяется в виде выделения особо рискового направления в фирму, зарегистрированную специально для него. Такой шаг позволяет юридически «отвязать» повышенные риски от основного предприятия. В случае неудачного развития проекта та компания, что создавалась в виде дочерней организации, может банкротиться с передачей дел вновь созданному юридическому лицу. Еще вариант подобной работы – диссипация. Она предполагает распределение рисков во времени/пространства.

Так, в рамках снижения рисков производство может распределяться между несколькими подрядчиками. То же относится к оптовым/розничным сетям, реализующим продукцию. В случаях невозможности применения выше перечисленных методов, закладывают резерв из запасов сырья, производственных мощностей, продуманной кадровой политики.

Выбор эффективного подхода к оценке инноваций

Вариант экспертного обследования подбирается исходя из желаемых результатов. Так, в случае подачи заявки на субсидирование важным станет качество освоения бюджетных средств. Для коммерческих инвесторов важнее срок окупаемости и рентабельность. При планировании общественной, социальной деятельности ключевыми становятся итоги не материального, а организационного плана.

Выбор подхода заключается в выявлении показателей, каких хочется достичь в процессе внедрения запланированного. Во время обследования пакета документации экспертами определяется, действительно ли цели и стратегия соответствуют друг другу, не старается ли автор подменить действительное на желаемое.

Помогут с проведением оценки эффективности инновационного проекта специалисты НП «Инновационный Центр СЗФО». На сайте компании можно подать заявку на первичную (бесплатную) консультацию. Для этого заполняется форма обратной связи с желаемыми координатами для связи.