Продвижение инноваций в образовании

Нововведения в системе образования происходят регулярно. Подобное развитие является необходимым, его требует время, изменяющиеся тенденции в мире, отдельной стране. На практике продвижение инноваций затрагивает целую страну или определенные регионы, принятые в качестве пилотных. Если эксперимент признается удачным, изменения будут распространены на ранее оставшиеся без внимания учебные заведения.

Что подразумевают под инновациями в образовании

В педагогике любое новое направление связывается со стремлением качественно или же количественно повысить уровень образовательного процесса. Процесс преподавания при этом получает обновленные цели, меняется содержание, методы, формы обучения. Иногда изменена роль учителя и учащегося.

Любые инновации в образовании предполагают наличие следующих признаков:

  • Новшества во взаимодействии педагогических кадров, учащихся, родителей.
  • Изменение условий материально-технического, методического обеспечения школ и других учебных заведений.
  • Достижение более эффективных результатов деятельности.

Независимо от направления, вида, метода внедрения инновационных изменений начинают их реализовывать после принятия/подписания соответствующего закона (или поправки к ранее действующим нормативным актам). Обычно внедрение осуществляется в начале каждого следующего учебного года, что позволяет упростить переход, систематизировать изменения.

Направления инноваций в образовании

Понятие «образование» подразумевает постоянно развитие системы обучения, чтобы она полностью соответствовала современным государственным, региональным задачам. Когда происходит переход на последующий этап, подключаются новые стандарты образования, совершенствуется школьная инфраструктура, появляются дополнительные средства для сохранения и укрепления здоровья школьника.

Ключевыми направлениями инновационной деятельности считают разработку, апробацию и отработку следующих механизмов:

  • Новые образовательные технологии, средства обучения и воспитания, учебники и учебно-методические комплексы.
  • Новые коммуникационные структуры, сетевое взаимодействие учебных заведений (начального, среднего, высшего профессионального образования).
  • Новые системы оценки качества образования, формы промежуточной и итоговой аттестации, поддержки отдельных категорий обучающихся.
  • Новые направления подготовки, переподготовки.

Новшества в сфере образования разделяют по направлению возможного появления. Один из типичных примеров инноваций в образовании – появление стандарта ФГОС. Он стал самым значительным изменением, принятым «сверху». Есть возможность появления ряда изменений, пришедших «снизу», т.е. от преподавательского состава. Последние являются частными случаями, обычно влияющими на узкий круг специалистов.

Виды инноваций в образовании

Несмотря на общие цели, реализуемые в процессе обучения, встречаются разнообразные виды инноваций. Речь идет об отдельных методических материалах вроде организации внеурочной деятельности, механизма проектирования учебного плана, подготовки пакета материалов по диагностике уровня обучающихся, технологии их развития.

Происходит постоянный поиск решений на уровне опытно-экспериментальной работы по переходу школы и ВУЗов на обновленные образовательные стандарты. По мере овладения учителями стандарта ФГОС образуются новые «течения». Системно-деятельный подход к учебному процессу позволяет совершенствоваться внутри законодательных рамок.

Методы внедрения инноваций

Помимо стадии разработки, важен момент внедрения инновации в обучении. Здесь для получения положительного результата применяется несколько методов, позволяющих на любом этапе проверить эффективность преобразований.

Наиболее распространены следующие варианты:

  • Метод конкретизирующих документов. Выбирают отдельный ВУЗ, школу и на их базе проводится эксперимент.
  • Метод кусочного внедрения. Внедряется отдельно взятый элемент, он проверяется на различных учебных заведениях.
  • «Вечный эксперимент». Результаты фиксируются в течение длительного периода и сравниваются с оценкой предыдущих временных промежутков.

В процессе стараются выявить противоречия между темпами развития науки, реальными достижениями учащихся, их индивидуальными особенностями. Фиксируемые результаты классифицируются по различным признакам. Например, по применению в направлении воспитания, обучения, управления, переподготовки кадров.

Инновации в дошкольном и школьном образовании

Качество воспитания каждого нового поколения учащихся во многом зависит от того, как внедрялись инновации в сфере образования, насколько полноценно придерживались во время интеграции новшеств рекомендаций нормативных актов. Так, с появлением ФГОС стал осваиваться личностно-ориентированный подход. Ребенку стали выделять главную роль в процессе обучения/воспитания.

Появились коррекционные методики, преимущественно основанные на развивающих занятиях с применением музыкальных, игровых, творческих методик. Они позволяют снимать эмоциональное напряжение, разрешать психологические проблемы. Довольно активно прибегают к сказкотерапии, цветотерапии, арт-терапии.

Ребенок перестал восприниматься как пассивный слушатель. Теперь от него не требуют простого заучивания. Благодаря измененному процессу обучения дети стали активными его участниками. Им позволяется анализировать, спорить, самим находить правильное решение. Более активно применяются информационные технологии: презентации, части мультфильмов.

Внедряемые стандарты имеют четко определенную цель – повысить стойкость результата обучения, сохранить здоровье учеников, сформировать понятие здорового образа жизни и повысить уверенность в себе. Для детей младшего возраста такие моменты признаны, как наиболее важные для формирования здоровой психики.

Инновации в высших учебных заведениях

В системе профессиональной подготовки образовательные инновации направлены на ликвидацию ранее выявленных «узких» мест. Стараются предусмотреть развитие сразу двух компонентов: организации деятельности учащихся (студентов) и контроля процесса получения ими образования.

Ключевые позиции занимают следующие факторы:

  • Повышение квалификации преподавательского состава (в области ИКТ).
  • Максимальное внедрение инновационных технологий в образовательный процесс.
  • Оснащение вузов электронными средствами, включая компьютерную технику или стабильное подключение к интернету.

Широко применяются видеоконференции, вебинары, дистанционная сдача зачетов через Skype. На этом основана система заочного обучения, позволяющая получать образование без ежедневного посещения учебного заведения. Формально же инновации разделяются на несколько типовых компонентов.

Выделяются цели обучения, содержание образования, мотивация/средства преподавания, результаты деятельности. Если внедрение новшеств осуществляется планомерно, то при завершении реализации инновационной программы получится оценить итоги по заранее составленной схеме. Например, в процессе дистанционного обучения студент сдал зачеты по системе СДО, чем подтвердил полученную квалификацию.

Проблемы реализации инноваций в образовании

Одним из наиболее обсуждаемых вопросов по внедрению инновационных технологий для образовательных учреждений является список тормозящих факторов. Практически любые расчеты могут оказаться ложными, если игнорировать объективные причины, способные разрушить планы.

Типовыми проблемами быстрого продвижения инноваций считаются:

  • Подсознательное стремление работать по привычной схеме. Преподавателям не всегда легко свыкнуться с кардинальными изменениями в программе обучения.
  • Отсутствие желания выглядеть «белой вороной». Нововведения требуют особенно большой уверенности в своих силах, позволяющей принимать нестандартные, а то и с виду «смешные» педагогические решения.
  • Заниженная самооценка, самовнушение, мешающее реализовать задумки в учебной практике. Такие преподаватели работают неукоснительно по старой методике, без стремления понять преимущества инноваций.
  • Старая закалка или ригидность мышления. Больше всего это относится к учителям с большим стажем преподавания. Они подспудно считают любые новые веяния не подлежащими изучению, применению в практике.

Помимо централизованно внедряемых стандартов образования вроде ФГОС, допускается появление новшеств «снизу». Важно правильно организовать инициативу, оформить все документы, что передаются на рассмотрение в законодательные органы. Помочь в столь кропотливом деле могут компетентные специалисты НП «Инновационный центр Северо-Западного федерального округа». Подать заявку на бесплатную консультацию легко через форму обратной связи.