Виды инноваций

Содержание

По распространенности

По месту в производственном цикле

По преемственности

По ожидаемому охвату рынка

По степени новизны и инновационному потенциалу

По степени новизны для рынка

По уровню воздействия на экономику

Разработка новых технологий, продуктов, услуг характерна для любых сфер деятельности. Но везде внедрение новшеств имеет характерные черты, позволяющие отнести их к той или иной категории. Общепринятые виды инноваций позволяют легко каталогизировать и учитывать появляющиеся тенденции, вести статистику новым заявкам, отклоненным и принятым в реализацию.

По распространенности

Выделяют единичные и диффузные инновационные проекты. Первый тип внедряется на каком-либо одном предприятии или проводится однократно, никакого тиражирования не предусматривается. Подобные новшества могут обладать экспериментальным характером, когда востребованность выпущенного продукта/услуги неизвестна, требуется некоторое время для изучения потребительского спроса, реакции рынка на сбыт новинки.

Диффузные инновации предполагают наличие следующих факторов:

  • Процесс внедрения цикличен, позволяет в разумные сроки достичь результата.
  • Единичный успешный опыт реализации инновационного проекта распространяется на другие регионы.
  • Характер экспансии может быть добровольным или принудительным.

Наличие признаков диффузии может само по себе свидетельствовать о принятии рынком новой идеи (товара, услуги). Единичные случаи внедрения инноваций обычно фиксируют, когда в процессе реализации плана изменяют внешние факторы (законодательство, мода и иные), а в новых условиях новшество теряет актуальность.

Процесс диффузии часто оказывается под контролем органов власти. Подобный интерес вызывают социально значимые проекты, обеспечивающие стабильное снижение затрат бюджетных средств, рост количества рабочих мест. Распространяться новинки могут на отдельные регионы или страну в целом. В любом случае сначала происходит пилотный старт внутри небольшого участка, где выясняются ошибки/недочеты, фиксируются все необходимые результаты.

По месту в производственном цикле

Когда речь идет об изменениях технологических процессов, инновации относят к одному из этапов производства. В зависимости от сложности процесса изготовления продукции проект может предусматривать модернизацию всего производственного цикла, его часть. Иногда проектированием занимается подрядная организация, выполняющая работы для заказчика-завода. По таким изменениям, авторство хотя и принадлежит стороннему юр. лицу, но влияет на работу всех участников.

По месту в производственном цикле разделяют инновации:

  • Сырьевые. Влияют на деятельность поставщика или подразделения, занимающегося добычей ресурсов для последующего производства.
  • Обеспечивающие (связывающие). Имеет отношение к одной/нескольким стадиям производства, обычно направлена на оптимизацию затрат, снижение трудоемкости, сроков изготовления.
  • Продуктовые. Рассматривает вопросы повышения рентабельности производства, затрат на реализацию продукции, включая логистику, хранение.

Характер инноваций может быть экономический, технологический, маркетинговый или даже социальный. Все зависит исключительно от разновидности товара, востребованности рынком в целом, его отдельными сегментами. Наиболее эффективен комплексный проект, предусматривающий обновление практически всех процессов. Такой поможет составить компетентный специалист, имеющий практические навыки работы с крупными объемами данных. Без опыта стоит заострять внимание лишь на каких-либо мелких процессах.

По преемственности

Инновации могут разделяться по появлению в выпускаемом ассортименте новых товаров, замене старой линейки прогрессивными модификациями, с востребованными функциями и ценой. Модернизация производства обычно и связывается с внедрением инновационных планов, гарантирующих сохранение рентабельности компании, спроса на продукцию.

Если ключевым выбирается признак преемственности, разделяют инновации на такие варианты:

  • Ретровведения. Возобновляют изготовление ранее известной продукции, но на базе обновленных производственных мощностей.
  • Открывающие. Появление уникальных товаров, требующих открытия фабрики или завода. На всех этапах применяется новое оборудование, современные технологии.
  • Возвратные. Происходит возврат к старым технологиям, которые по результатам сравнения новшеств с ранее достигнутыми результатами, признаны эффективными и не подлежащими замене.
  • Отменяющие. Полностью прекращается выпуск морально устаревшей продукции без запуска производства более совершенных аналогов.
  • Замещающие. Предполагают замену производственных линий, обучение мастеров или наем более квалифицированного персонала. Иногда речь идет о полной замене прототипов (моделей продукции) на обновленные.

Подобная классификация инноваций позволяет обозначить направление развития для производственного предприятия. В ряде случаев инновационному преобразованию может подвергаться часть организации, вновь выделяемое или ранее созданное подразделение.

По ожидаемому охвату рынка

По масштабам планируемого распространения инновационной продукции проект может различаться в больших пропорциях. Первоначальные планы по выходу на местный рынок города или района способны превратиться в легкодостижимую цель на уровне страны.

Различают следующие виды инноваций:

  • Стратегические. Предполагается планомерный рост объемов производства – от опытных партий ограниченного количества до серийного изготовления с передачей прав на выпуск другим предприятиям.
  • Системные. Подразумевают усовершенствование производства без кардинального изменения технологий, с сохранением поставщиков сырья, партнеров по розничной сети.
  • Локальные. Модернизация локальных элементов в продукции. Небольшие замены могут оказаться незаметными, но заметно влияющими на рентабельность компании или цену конечного продукта.

Перечисленные варианты могут пересекаться в различном сочетании. Так, обновленные модели продукции (системный подход) способны заинтересовать большее число оптовых покупателей, и ситуация постепенно перейдет в стадию реализации стратегических планов. Если заводские мощности размещаются в разных регионах, каждая из площадок может претерпевать локальные изменения.

По степени новизны и инновационному потенциалу

Любой инновационный проект подразумевает внедрение новшества «напрямую», когда на рынке появляется совершенно новый товар/услуга, или разработку платформы, которая в будущем может использоваться для создания целого ассортимента, включая возможность простой доработки.

Выделяют следующие варианты инноваций:

  • Радикальные (базовые). Появление абсолютно новых технологий, продукции или услуг. Подобные проекты обычно являются комплексными, охватывающими сразу целый перечень направлений – модернизацию старого производства, разработку обновленных видов товара, открытие новых производственных линий.
  • Совершенствующие (модифицирующие). Предполагается выпуск моделей товаров (бытовой техники, автомобилей, прочей продукции) с обновленными функциями и внедрением инновационных технологий, дизайна.
  • Комбинаторные. Планируют модификацию производства и выпуск обновленного ассортимента продукции. Подобные проекты обычно предполагают использование уже известных технологий в новой комбинации.

При оценке инновационных проектов учитывают, что новшеством предлагаемый план может оказаться лишь на уровне отдельного региона или страны, тогда как в остальном мире технологии давно известны и применяются. Иногда речь идет о модернизации ряда предприятий, а всей отрасли в целом.

По степени новизны для рынка

То же относится к новизне товара. Производство может оставаться прежним, тогда как продукция станет «прорывом» и потребуется ее вывод на рынок «с нуля». Выпуск нового товара на уровне одного предприятия обычно влияет на местный рынок, максимум район или область страны. Если же инновации планируется распространить (методом диффузии) на множество других предприятий, новшество станет стратегически важным. Такой товар способен претендовать на выход на мировой рынок.

Проект должен предусматривать специфику вывода на рынок радикально новых товаров и усовершенствованных копий ранее известной продукции. Ведь успешность проекта будет во многом зависеть от предусмотренных маркетинговых мероприятий. Одного расчета рентабельности мало, низкая себестоимость вовсе не гарантирует востребованность. При составлении проекта требуется предусмотреть вероятность вынужденного сворачивания продуктовой линейки и внеочередного выпуска новых товаров.

Проектировщик должен точно понимать, что такое инновационная услуга или товар. Только такой подход позволяет своевременно выявить слабость позиций инновации. Не все они достойны инвестирования, особенно с подключением государственных органов. У руководителя проектного отдела также должно присутствовать понимание необходимости заложить в проект резервные направления, источники ресурсов.

По уровню воздействия на экономику

Когда заказчиком разработки инновационного проекта является государство, часто идет речь о поиске вариантов экономии бюджета, открытия дополнительных рабочих мест. На этапе проектирования закладывается уровень воздействия на экономику и впоследствии этот момент проверяется экспертной группой, включая финансовые расчеты воздействия на экономическую обстановку в регионе/стране.

Различают следующие виды инноваций:

  • Базовые. Основаны на последних изобретениях, появлении нового поколения технических средств добычи сырья/иных ресурсов, их обработки.
  • Улучшающие. Содержат расчеты по упрощению процесса диффузии, как основы развития пилотных проектов в масштабные преобразования.
  • Псевдоинновации. Незначительно влияют на рынок, меняют эффективность работы предприятий на отдельных этапах производства.

Разобраться с принадлежностью создаваемого или уже готового проекта поможет эксперт, работающий по направлению оценки инновационной деятельности. В процессе расчетов и проверки представленных прогнозов рентабельности, актуальности, востребованности на этапе проведения экспертизы определяется, какому виду принадлежит инновация.

Руководитель предприятия, если планируется модернизация, ведется активный поиск новых направлений, нуждается в компетентном консультанте. Подать заявку на первичное обращение можно на сайте НП «Инновационный Центр СЗФО». Предварительные услуги бесплатны, позволяют оценить перспективы сотрудничества. Компетентные специалисты обеспечат аудит ранее подготовленных документов, помогут с составлением проектной документации «с нуля».